«Путешествие к Святым местам. Церковь Зосимы

      и Савватия: история и современность»

   

         История Ярославского Поволжья

Ярославское Поволжье с самого образования Древнерусского государства

входило в его состав. Уже в 1375 году на территории нынешнего Заволжского

района находилась слобода Тверицы. Название этой слободе принесли воины

Тверского княжества. А дело обстояло так. В названном году московский князь

Дмитрий Донской воевал тверского князя Михаила, который претендовал на

великокняжеский престол. На подмогу Дмитрию Донскому пришел со своей

дружиной ярославский князь Василий. Во время похода было взято в плен много

тверских  воинов. После разгрома неприятелей Москвы часть пленных воинов

перешла на сторону ярославского князя. Они поселились за Волгой, назвав свою

слободу Тверицами. В то время в чистых холодных водах стремительной Волги

тенью носились судаки, рыба чистоплотная и отличных вкусовых качеств. Тверяне

и промышляли ловлей рыбы, поставляя её к княжескому столу.

В XVI – XVII веках Тверицы ожили: через слободу пролегла гужевая дорога на

Вологду и далее к Белому морю. Появились постоялые дворы, рядом с деревян -

ными избами усадебного типа вырастали кирпичные дома с подклетами, богатыми

карнизами, закомарами. По праздникам наполняли окрестности колокольным

благовестом три церкви. Одной из церквей была церковь, заложенная во имя

соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Кто же эти соловецкие чудотворцы?

 

                   Преподобный Савватий              

Преподобный Савватий, первоначальник иноческой жизни на Соловецком острове,

был насельником Кирилло-Белозерского монастыря в годы игуменства великого

угодника Божия преподобного Кирилла. Строгой и добродетельной жизнью инок

Савватий заслужил уважение братии. Избегая славы, он стремился к пустынно-

жительству. Когда игумен почил, преподобный Савватий, испросив благословение

братии, перешел в отдаленный Валаамский монастырь. Прожив там несколько лет,

он "начал искать еще более уединенного места. Возвеселилась пустыннолюбивая

душа его, когда он узнал, что на далеком Севере, в море, есть необитаемый

Соловецкий остров.  Валаамские монахи просили преподобного Савватия не

оставлять их, но подвижник "не мог преодолеть тайного влечения своего духа"

и удалился из монастыря. Он направил свой путь к берегам Белого моря.

У реки Выг преподобный Савватий встретил жившего при часовне в селении

Сорока инока Германа, который прежде бывал на Соловецких островах.

В 1429 году вдвоем на лодке они достигли Большого Соловецкого острова.

Место поселения иноков позднее было названо Савватиево. Оно находится в

10 верстах от нынешней обители, недалеко от горы, именуемой Секирной.

Преподобный Савватий, предчувствуя приближение своей кончины, хотел

причаститься Святых христовых тайн и на лодке один отправился по морю к

Выг в селение Сорока. У часовни он встретил игумена Нафанаила. По просьбе

пустынника игумен исповедовал и причастил его, после чего 27 сентября 1435

года преподобный Савватий мирно почил о Господе. Соловецкий подвижник

был погребен игуменом Нафанаилом и новгородском купцом Иоанном у стен часовни.

 

       Преподобный игумен Зосима

   Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил

из села Толвуя Новгородской епархии. Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали

своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и

духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению

Богу, поэтому еще в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского

дома. Вскоре он принял иноческий  постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал

юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет

прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители

преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с

преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря,

недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды преподобный Зосима

увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над

землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать

монастырь. Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы.

Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом

благочестивого инока Арсения. 17 апреля 1478 года Зосима был погребен за алтарем

деревянной церкви Преображения Господня. В 1503 году житие преподобных

Зосимы и Савватия было составлено в  Ферапонтовом монастыре преосвященным

Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом. В 1547 году преподобные

Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Каким образом их имена связаны с Ярославлем?

  

   Историческая справка.

В приходно-расходных книгах Кириллова Белозерского монастыря под

номером 25 числом июня 1652 года записано: «…преосвящённый Никон,

митрополит Великого Новгорода и Великих Лук, да государев боярин князь

Иван Никитич Хованский со товарищи, едучи из Соловецкого монастыря к

Москве со мощами святого Филиппа, митрополита Московского, всея Руси

чудотворца, взяли монастырское святоводское (т.е. в котором ездят власти

к Москве со святою водою после праздников монастырских) судно до

Ярославля, и на том судне посланы с ними монастырские работные люди.

Прибыв из Белозерска в Рыбинск, Никон, по случаю оказавшегося вверху

Волги мелководья, направил свой путь в Ярославль и отсюда сушею в Троице-

Сергиевскую лавру, куда и прибыл 4 апреля».

В память об этом событии осенью того же года в Тверицком приходе возвели

теплую деревянную церковь во имя Филиппа, митрополита Московского, с

приделом в честь святых Соловецкой обители.

В 1689 году ярославский купец Иван Иванович Кемский  взамен деревянной

теплой церкви во имя Филипп, митрополита Московского, с приделом в честь

святых Соловецкой обители, построил  на свои средства зимнюю каменную

церковь. В новом храме престол митрополита Филиппа возобновлён не был.

Каменную же холодную пятиглавую церковь во имя Живоначальной Троицы с

двумя приделами в трапезе – Ильи Пророка и Николая Чудотворца – прихожане

построили в 1771 году. В 1844 на средства А.И.Балова храм был украшен стенным

письмом «в больших клеймах, окруженных разноцветною уборкою».

Достопримечательностью холодного храма являлась икона Троицы,

принесенная по преданию из Твери первыми переселенцами Тверицкой

слободы. Как чудотворные почитались в приходе иконы Фёдоровоской

Богоматери и Прокопия Устюжского. В храмовый праздник, на Троицу, в

Тверицах устраивалось большое народное гулянье для жителей всего

города – Тверицын день. В приходе были открыты церковно-приходское

попечительство, два училища – «министерское и земское».

Храмы прихода закрыли в 1930-х г.г., летнюю Троицкую церковь снесли

после 1939 года. Зимнюю, сохранившуюся в разрушенном виде, передали

Русской Православной Церкви в1999 году.

Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на

Тверицкой набережной, - единственный храм в нашей области, построенный

в честь этих святых.особо чтимыми считается здесь праздник Происхождения

частных древ Животворящего Креста Господня, в народе его еще называют

Медовым Спасом и отмечают 14 августа. Ведь Зосима и Савватий считаются

на Руси покровителями пчеловодства. «Зосима – главный улей на пасеке», -

говаривали на Руси. А еще к их теплому заступничеству прибегают не только

любители полакомиться медком, но и рыбаки, путешественники, тяжело

больные люди.

 

 Современное состояние храма.

До начала XX века в Тверицах был большой храмовый комплекс.

Но в 30-х г.г Троицкую церковь варварски разграбили и разрушили до

основания, разобрав её на кирпичи. Церковь Зосимы и Савватия тоже

пострадала – от рук вандалов, хоть и была погромлена, но  чудом уцелела.

Долгое время она простояла закрытой. Лишь в 1999 году полуразрушенный

храм во имя Зосимы и Савватия передали русской Православной церкви.

Он был в жутком аварийном состоянии, требовался серьезный дорогостоящий

ремонт. Но нашлись неравнодушные прихожане и спонсоры, которые помогли,

поддержали, инициативу возрождения церкви. В конце 2000 года здесь начались

реставрационные работы, которые продолжаются по сей день.

Сегодня храм уже выглядит внутри более или менее ухоженным, обжитым,

хотя много еще недоделок. Чувствуется, что место это намоленное, здесь

особый дух  - животворящий.  В ноябре 2009 года на храм водрузили крест,

которые изготовили по заказу в Буе. Весной 2002 года у стен храма была

освящена во имя Зосимы и Савватия часовня. С 7 января 2011 года в ней начались

регулярные богослужения А с 24 апреля, на Пасху, богослужения начались и в

реставрируемом храме преподобных Зосимы и Савватия.

Храм стоит на самом берегу Волги, на Тверицкой набережной. Среди прихожан

храма есть моряки, ветераны военно-морского флота России, и по благословению

митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеймона ему придан статус

морского регионального храма.

- В минувшем году, удалось установить окна, воздвигнуть утраченную колокольню,

купол и крест на ней. Подвесить колокол, пусть небольшой – рынду со старого

корабля, подаренного моряками, Но храм обрел голос. Он обретает жизнь.

И мы верим, что и вокруг него всё изменится, говорит настоятель храма отец Димитрий.

26 января 2012 в администрации Заволжского района состоялось первое заседание

оргкомитета, поставившего задачу создания на Тверицкой набережной Ярославля,

рядом с  храмом святых преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев

в Тверицах, мемориала-памятника святому праведному Фёдору Ушакову, в основании

которого находились мраморные доски с именами почивших моряков и морских

летчиков – ярославцев.